- Гуситы
- приверженцы и последователи Яна Гуса, боровшиеся в области религии из-за чаши (причащение под обоими видами) и в политике против немецкого господства над чехами. Последователь Гуса, Яков из Мизы, ввел причащение под обоими видами, но собор 15 июля 1415 г. предал анафеме тех, кто защищал это учение. В Праге произошли народные волнения, при которых подверглись оскорблениям священники и монахи, на которых падало обвинение в казни Гуса. В сентябре 1415 г. все дворянство Чехии и Моравии подало грамоту королю, жалуясь на сожжение Гуса, считая его правым, и поклялось защищать сообща свободу проповеди в своих имениях, епископским же приказам повиноваться, если они согласны с Писанием. Образовавшаяся сильная партия получила название гуситов, признала Гуса мучеником и установила память его 6 июля, ввела употребление чаши, за которую высказался и университет. Собор старался подавить это движение, но безуспешно; движение развивалось с большой силой в двух центрах: в Праге, где оно шло сверху от знати вниз к народу, и в городке Аусти, из которых возник Табор, где движение было радикальнее и демократичнее. Отсюда они разделились на 2 партии: одна каликстинцы (чашники), или утраквисты (sub utraque), или пражцы, которые готовы были помириться с римской церковью, если она позволит им причащение под обоими видами, проповедь на чешском яз., введет дисциплину среди духовенства и заставит его отказаться от церковных имений; другая партия табориты, которые, кроме этих членов, отрицали вообще церковную иерархию, исповедь перед священником, почитание икон и святых, молитвы за умерших. Пока им угрожала общая опасность, обе партии действовали согласно. В борьбе с внешними врагами чехи имели успех, но вскоре между ними начались несогласия: утраквисты разошлись с таборитами, появилось много новых сект. В 1431 г. собрался Базельский собор, на который приехали уполномоченные от гуситов в числе 300 чел., и после 50-дневных споров был заключен договор, известный под именем пражских компактатов, которыми признавалось причастие под обоими видами в Чехии и Моравии, вводилась дисциплина среди духовенства римского, признавалась свобода проповеди проповедниками, назначенными их начальством и епископом, и запрещалось духовным лицам владеть имениями и землями для себя, а не для церкви. Табориты не захотели признать пражские компактаты и начали войну против чашников, но при Липави были разбиты наголову и их вожди пали. Впоследствии табор и табориты, как партия, прекратили свое существование, а чашники постепенно слились с римской церковью и мало-помалу заглохло движение, обещавшее так много и давшее так мало из-за внутреннего несогласия, неурядиц и дрязг.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.